Мы, люди идущие дорогами земной суеты, обязательно окажемся у неких «дверей» порог, которых, каждому из нас суждено переступить. И сделав этот шаг, мы рождаемся в вечность… По смерти человек отходит в жизнь иную. И хотя его уже нет с нами на земле, память, которую о себе он оставил, будет жить среди нас.
17 июня 2007 года, исполнится четыре года со дня кончины протоиерея Сергия Павловича Торопцева, немало потрудившегося в служении Богу и в послушаниях Русской Православной Церкви.
Протоиерей Сергий Павлович Торопцев (1946-2003) родился 4 июля (по документам 25 сентября) 1946 года в Шацком районе Рязанской области, в доме своей мамы Марии Ивановны (в девичестве Перовой). Папа, Павел Семёнович Торопцев — фронтовик, прошел всю войну, был ранен, имел много боевых наград. В 1947 году принимает священнический сан и служит на разных приходах Тамбовской епархии. Хочется отметить, что родители Сергия происходили из древних священнических родов и ни одно поколение предков несло служение у Престола Божия, в Рязанской у мамы и Тамбовской у папы губерниях России. Кроме Сергия в семье в семье были ещё дети: старший брат Николай (в последствии тоже принявший священнический сан; открывший и возродивший в Тамбове Вознесенский женский монастырь) и сёстры близнецы Серафима и Валентина.
Ко времени поступления Сергия в школу, его отца возводят в сан протоиерея и назначают настоятелем Никольского Храма города Моршанска, где их семья впоследствии покупает небольшой дом. Надо сказать, что прихожане полюбили своего нового батюшку и отзывались о нём, как о прекрасном организаторе и ярком проповеднике, своим появлением оживившим приход. Что не могло понравиться безбожным властям. И с этого времени семья постоянно ощущала на себе наблюдение компетентных органов. Позднее, во времена так называемой «перестройки», стало известно, что Управлением КГБ Тамбовской области, на отца Павла было заведено дело, и он только чудом и милостью Божией остался на свободе.
В семье Торопцевых, дети с младенчества находились в храме, если не сказать больше, они там воспитывались. Посещая приход отца, Сергий с детских лет проникся любовью к богослужению. Он помогал в храме, прислуживая в алтаре, а когда стал постарше, нёс певческое послушание на клиросе. В эти годы он старательно учился в школе, и в 1964 году закончил её одним из лучших учеников. Затем служба в рядах Советской Армии. С юношеских лет, у Сергия заметно формировался, редкий по тембру и красоте, громогласный баритональный бас. Ещё до службы в Армии, он имел желание профессионально заняться постановкой своего голоса. Изначально, ему помог раскрыться его папа- отец Павел. Он занимался с Сергием вокалом, и дал ему всё то, что знал и умел сам. После военной службы Сергий приезжает в Москву, где поступает в музыкальное училище при Консерватории, которое он заканчивает в 1971 году, получив диплом с отличием. В этом же году поступает в институт имени Гнесиных на класс вокала. Но, окончив первый курс, принимает решение об уходе, намериваясь, как и его благочестивые предки, посветить себя служению Богу в Русской Православной Церкви, с принятием священного сана. Поступает в 1972 году в Ленинградскую Духовную Семинарию и экстерном заканчивает за два года. В Семинарии Сергий Торопцев был Патриаршим стипендиатом. В 1974 году поступает в Ленинградскую Духовную Академию. Перейдя на второй курс, в сентябре 1975 года, вступает в брак со своей землячкой из Моршанска, Людмилой Матвеевой.
И в ноябре того же года, на празднование Казанской иконе Божией Матери в Свято-Троицком соборе Александро Невской Лавры, был рукоположен во диакона. В 1976 году переводится в Московскую Духовную Академию. Принят в клир Патриаршего Богоявленского кафедрального Собора города Москвы, в котором безотрывно прослужит в дальнейшем восемнадцать лет. Ко времени окончания Академии, отец Сергий возведён уже в протодиаконы. Надо сказать, что в этом служении большим подспорьем для него был профессионально поставленный голос, и обучение в училище и институте принесло свои плоды. Одарённый от Бога великолепным голосом, отец Сергий становится одним из лучших и видных протодиаконов Столицы. Но, зная батюшку, как человека скромного, можно предположить, что именно эта черта в его характере помешала приобрести ещё более широкую известность. Хотя, сам он к ней никогда не стремился. Важным так же было бы отметить, что большую школу становления как диакона, отец Сергий прошёл под руководством Владыки Питирима (Нечаева) (+2003 г.).
В Москве, отец Сергий с матушкой Людмилой Климентьевной в течение семи лет жили снимая квартиры, в разных районах города. Однажды им пришлось за один месяц сменить три квартиры. В тот период молодой семье было не легко, ведь к этому времени у них родилось две дочери — в 1976 году Наталья, а в 1978 году Екатерина. Только в 1982 году семья смогла купить маленький домик в Подмосковном посёлке Ухтомский. Дом был старый, и, на протяжении нескольких лет, батюшка своими руками ремонтировал, расширял и благоустраивал его. Наблюдая за отцом Сергием, можно было видеть, как он замечательно ориентировался во всех сферах бытовой жизни.
Не имея возможности дома, уделить достаточное количество времени для духовного образования дочерей, батюшка брал их с матушкой по воскресным и праздничным дням на богослужение в Собор. А когда при Соборе открылась Воскресная школа, то Наташа и Катя стали с удовольствием её посещать, так как одним из преподавателей был их папа.
Отец Сергий не мало потрудился на поприще протодиаконского служения, будучи клириком Патриаршего Богоявленского кафедрального Собора. Нелегкое диаконское служение ставится на особое место в лучших литургических традициях нашей Церкви. Говоря о красоте богослужения, необходимо отметить, что оно всегда ещё более торжественно, если будет украшено присутствием диакона.
Отец Сергий регулярно сослужил Святейшему Патриарху Пимену в Соборе и многих приходских храмах города Москвы, куда Его Святейшество, был часто приглашаем народом Божиим на престольные праздники. Батюшка любил богослужения и считал, что верующие, стоящие в храме, должна хорошо понимать каждое слово, произносимое священнослужителем. И он, благовествуя Евангелие, возглашая ектеньи или читая молитвы, старался настолько ясно проговаривать каждый слог, чтобы всякий человек, стоящий в любом уголке храма, мог бы все отчетливо услышать. А особый тембр и исключительная дикция придавали голосу отца Сергия еще большую солидность и благородство, что не оставалось незамеченным теми, кто слышал его.
Стоит вспомнить одно из мероприятий, в котором принял участие отец Сергий уже, будучи в священническом сане он выступил на «Международном фестивале диаконского искусства», который проходил в 1995 году в Москве. Батюшка исполнил концертный вариант церковного песнопения «Блажен муж», положенного на музыку Львова.
За годы диаконского служения отец Сергий неоднократно принимал участие во многих церковных торжествах.
Особенно запомнились два события, имевшие уровень обще церковного масштаба, о которых хочется сказать несколько слов. Так, 9 сентября 1980 года в храме прп. Пимена Великого, что в Новых Воротниках в Москве, всей полнотой Русской Православной Церкви торжественно отмечалось тезоименитство и 70-я годовщина со дня рождения Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Среди приглашенного Патриархом духовенства был и протодиакон Сергий Торопцев, возгласивший на поздней Литургии Просительную ектению Слонова и Многолетие в адрес юбиляра. А 7 февраля 1991 года он был среди служащего духовенства, встречающего на Ленинградском вокзале Москвы недавно вновь обретенные мощи преп. Серафима Саровского. При огромном стечении народа мощи были торжественно перенесены крестным ходом для поклонения в Патриарший Богоявленский Собор. Всю дорогу, от вокзала до Собора, отец Сергий был рядом с мощами угодника Божия, непрестанно кадя и возглашая тропарь Воскресению Христову и величание преподобному.
Много лет отец Сергий также нес возложенное на него Патриархом послушание – секретаря Хозяйственного Управления Московской Патриархии.
Со стороны казалось, что у него все сложилось хорошо, но он, как и его благочестивые предки, помышлял о священническом служении. Наученный опытом многолетнего диаконского, отец Сергий все больше искал служение пастырское. Для него часть жизненного пути, пройденная в Богоявленском Соборе в сане протодиакона, была колоссальной подготовкой к еще более ответственному священническому служению. Батюшка с детства был вдохновлен рассказами о жизни своих богомольных предков. Поэтому и сомнения не было в том, что он когда-нибудь примет священнический сан. И вот время пришло…
В 1991 году (5/18 октября), в день празднования памяти святителей и чудотворцев Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, в Богоявленском кафедральном соборе, Святейший Патриарх Алексий II рукоположил протодиакона Сергия в священнический сан, а через несколько дней назначил настоятелем недавно вновь открытого храма в честь Михаила и Федора Черниговских Чудотворцев. Этот однопрестольный храм был построен в 1675 году в стиле «русское узорочье» на месте деревянного храма, возведенного по приказу Ивана Грозного на месте сретения (встречи) мощей св. мучеников, переносимых Крестным ходом из Чернигова в Москву для положения их в Кремле. Первый молебен во вновь открытом храме состоялся 27 февраля 1992 г. В нем, помимо отца Сергия, участвовали: протоиерей Борис Гузняков – ныне почивший настоятель храма Всех Скорбящих Радости на большой Ордынке и благочинный Москворецкого округа, протоиерей Николай Воробьев — ключарь Богоявленского Патриаршего собора, также ныне покойный, протоиерей Димитрий Акинфиев – настоятель храма св. Николая в Хамовниках и благочинный Хамовнического округа, и диакон Никита Попович. Великолепному хору Богоявленского собора вторил боле скромный хор храма свв. Михаила и Феодора.
Весной 1992 году прихожане во главе со своим настоятелем начинают борьбу за возвращение Церкви рядом стоящего храма Иоанна Предтечи под Бором (до закрытия в 30-х годах XX века эти храмы были единым приходом).
В X1V – XV вв. на месте сегодняшних храмов располагался Ивановский «под Бором» монастырь с каменным храмом, построенным в 1514 году зодчим Алевизом Фрязиным. В 1530 – е годы после рождения у Василия Третьего долгожданного наследника – будущего царя Иоанна Васильевича, монастырь был перенесён на Кулишки.
Всю основную работу по подготовке Черниговского Храма к богослужениям, будучи от Бога прекрасным электриком, сварщиком и столяром батюшка провёл сам.
Надо отметить, что Черниговский храм холодный. В пред революционные годы ХХ века он исполнял функции летнего храма в котором, в том числе и оставляли на ночь гробы с усопшими православными христианами. Но именно в нём с момента открытия в 1991 году, и до времени передачи и открытия храма Иоанна Предтечи в 1997 г. совершались все богослужения.
После открытия Черниговского храма первым регентом хора был Иоанн Дмитриевич Деркач, до этого много лет руководивший левым хором Богоявленского кафедрального собора в Елохове. Основные партии в хоре исполняли профессиональные певчие пришедшие в месте с Иоанном Дмитриевичем. В то же время попробовать себя в качестве певчего мог любой прихожанин храма. Впоследствиинекоторые из прихожан сами стали профессиональными певчими и регентами.
За 1992 — 94 годы трудами и стараниями настоятеля и молодого старосты Феодора приходу были возвращены здания богадельни, колокольни и церковного дома. Оформлены два землеотвода по Пятницкой улице с передачей приходу части территории и помещений бывшего доходного домовладения СавинноСторожевского монастыря.
Большую помощь в деле борьбы за открытие храмов и оформлении документов на всю церковную собственность оказал Евгений Геннадьевич Третников в то время работавший в Моссовете, а в приходе бывший помощником старосты.
К сожалению, постоянные разногласия, разобщенность и нестроения среди членов приходского собрания вынудили отца Сергия с верными ему прихожанами в августе 1994 года обратиться к Святейшему Патриарху с прошением о роспуске прихода и учреждении при храме Патриаршего подворья. Епархиальное начальство в лице Владыки Арсения, Архиепископа Истринского, и протоиерея Бориса Гузнякова (ныне почившего), благочинного Москворецкого благочиния приложило не мало усилий для примирения сторон и нормализации жизни в приходе, но всё оказалось тщетно. Настоятелем подворья был назначен опытный и уважаемый протоиерей Сергий Карамнов, давний друг отца Сергия Торопцева. Ему Господь судил быть настоятелем подворья Черниговских мучеников до самой его смерти в 2006 г.
Что касается батюшки, он был переведен приходским священником храмов в честь Успения Божией Матери, свт. Николая и свт. Тихона в Косино. Свободный от хозяйственных и организационных обязанностей, он целиком отдает себя служению у Престола Божия и своим прихожанам, за что снискал заслуженную любовь и уважение среди приходского духовенства и обширной Косинской паствы. К сожалению, служение отца Сергия здесь было недолгим. Осенью 1997 года из-за тяжелой болезни мамы, живущей в Тамбове у дочери Валентины Павловны, верный своему сыновнему долгу он переводится в Тамбовскую епархию. Где по благословению Архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения (Ждана) (+2002) сначала недолгое время в Тамбове несет послушание ключаря Спасо-Преображенского кафедрального Собора, а затем назначается настоятелем храма свв. бессребреников Космы и Дамиана города Кирсанова.
Надо сказать, что приезд отца Сергия на этот приход в качестве настоятеля был долгожданным. И вот почему. Предшествующий ему настоятель, опытный протоиерей Константин Захарко, отошел ко Господу за несколько месяцев до приезда батюшки. Таким образом, почти полгода храм находился без настоятеля в виду отсутствия кандидатуры на эту должность. И вот, на приход назначается отец Сергий. Тепло и радостно был принят он духовенством и верующими прихода, возлагавшими на нового настоятеля большие надежды.
Немало потрудился батюшка и на своей родине – Тамбовской земле. Вверенный ему приход начал сразу же преображаться. В храм потянулась молодежь, которую в большинстве случаев так тяжело привлечь хотя бы просто войти и поставить свечку. Продолжала действовать и развиваться Воскресная школа, открытая по благословению Владыки Евгения и основателем которой был предшествующий настоятель – отец Константин.
По благословению отца Сергия для прислуживания и несения других послушаний в Алтаре активно призывалась молодежь. Впоследствии все юноши, привлеченные батюшкой, поступили в высшие духовные учебные заведения, причем, большинство – в Московскую Духовную Семинарию.
Приход постепенно развивался, храм благоустраивался, — все это радовало отца Сергия, но в личной жизни были свои проблемы. Когда удавалось выкроить свободное время, батюшка ехал в Тамбов, в дом своей сестры Валентины, чтобы помочь ей у постели больной мамы: молитвой, трудами, финансами.
Отец Сергий был человеком большим и выглядел очень солидно. А про таких обычно говорят: «Если большой, значит, добрый». И это высказывание очень соответствовало внутреннему характеру батюшки. Удивительным было то, как он мог находить общий язык с абсолютно разными людьми. Вежливо общаясь с прихожанами, от батюшки исходила необычайная теплота. Особенно был интересен его взгляд: глубокие, по-детски добрые глаза.
Необычайно красиво проходили службы в Храме. Отец Сергий досконально знал все тонкости богослужения, в чём ему помогла практика и опыт, приобретённые за время служения в Богоявленском Соборе. Богослужения, которые он совершал, всегда проходили торжественно, с особенным, молитвенным настроем, без суеты и спешки.
Батюшка не любил бессмысленную спешку, и поэтому ко всякому делу подходил с толком. Особенно тщательно он готовился к великим церковным праздникам, продумывая всё до мелочей. Этим отношением к службе он снискал уважение и любовь прихожан Косма- Дамиановского Храма.
Священноначалие высоко оценило заслуги протоиерея Сергия Торопцева перед Матерью Церковью. За годы служения он был награждён орденами и другими церковными наградами. Уже имея набедренник, камилавку и наградной (золотой) крест; за время служения в Тамбовской епархии, отца Сергия возводят в протоиереи, награждают палицей и крестом с украшениями.
Время шло… В Тамбове умерла мама, а в Москве уже вышли замуж дочери. Матушка Людмила Климентьевна ждала внуков и звала отца Сергия домой, в Москву. Тяжело было прощаться прихожанам Косма — Дамиановского Храма с батюшкой, к которому так привыкли и полюбили за эти годы. Весной 2002 года отец Сергий прощается со своей Кирсановской паствою и возвращается домой к семье.
Так, видимо, Господу было угодно, чтобы оставшийся земной путь, отец Сергий прошел, находясь среди своих близких, в кругу своей семьи; с которой по долгу своего призвания, и, поэтому недостатку времени, так не часто виделся. Ведь, батюшка полностью посвятил свою жизнь на служение Русской Православной Церкви.
Рождение внука Климента и внучки Анны, хлопоты по дому и нелады со здоровьем (к этому времени у батюшки была уже вторая группа инвалидности), не давали ему возможности сразу по возвращении в Москву продолжить служение. Когда позволяло здоровье, он ездил на электричке по Казанской дороге в Ильинское,и там, в Храмах Петра и Павла и Пророка Божия Илии в Алтаре за Божественной Литургией, молился и приобщался Святых Христовых Таин.
Но батюшка всегда помнил о том, что он священник, и его долг и обязанность — служение Богу и людям. Поэтому в феврале 2003 года он обращается к Святейшему Патриарху Алексию с прошением о назначении его на любой приход города Москвы. Начало Великого Поста он встретил, будучи уже приходским священником Храма Успения Песвятой Богородицы в Вешняках.Построенный в 1644-1646 гг. Ф.И.Шереметьевым в своей усадьбе Храм, являющийся образцом шатрового зодчества, находился недалеко от дома. Он воспрянул духом, казалось, что болезни отступили. Приход в Вешняках большой, кроме ежедневных вечерних и утренних богослужений, было много треб. Первое время он старался служить на ровне с другими священниками, но силы быстро оставляли его, начали прогрессировать болезни. После каждой службы ему приходилось подолгу отдыхать, восстанавливая силы.
Последнюю Литургию, в своей земной жизни, батюшка совершил в День Святого Духа. На следующий день, 17 июня 2003 г., он мирно почил у себя дома. Рядом с ним, в этот момент, была его матушка и дочери.
По облачении в священнические одежды, гроб с телом почившего был установлен в Храме Успения Божией Матери в Косино. Клирик храма протоиерей Алексий Воробьёв сразу же у гроба начал читать Святое Евангелие по почившему.
Проводить батюшку в последний путь собралось множество священнослужителей и мирян Московской и Тамбовской епархий — где его очень многие почитали и любили.
Чин отпевания совершил настоятель Коссинских Храмов — протоиерей Михаил Фарковец, в сослужении более тридцати священников и диаконов. По шестой песни канона, надгробное слово произнёс клирик Богоявленского кафедрального Собора,- протоиерей Николай Степанюк, напомнивший молящимся об основных вехах в служении почившего.
Как часто возглашал отец Сергий «Вечную память» верным чадам Церкви Христовой за время своего долгого служения! Теперь пришёл черёд пропеть « Вечную память» и для него…
Тело усопшего по желанию родственников было с почестями погребено на Николо-Архангельском кладбище столицы. Царство Небесное и вечный покой присно поминаемому протоиерею Сергию!
Диакон Сергий Гриднев, Фёдор Морулёв